Слово אֵם [эм] есть соединение двух букв: א и ם (алеф и мэм). Первая из них символизирует упорный труд человека, возделывающего землю, она есть символ самого Бога, совершающего труд в людях и ожидающего добрых плодов.
Вторая буква, ם (мэм) символизирует замкнутое четырёхстороннее пространство, - некое вместилище, житницу, куда складывают и где хранят созревшие плоды, которые, в свою очередь, являются результатами того труда, на который указывала буква א (алеф)
Соединение этих двух букв и образует слово אֵם , которое означает «мать». Следовательно, мать – это то существо, которая бережно и прилежно хранит результаты того труда, который совершает отец.
Буква ם (мэм) есть символ материнской утробы,- закрытого пространства, где сохраняется и формируется плод, где он вынашивается до момента полного созревания. В этом и заключается подлинное назначение матери, - в умении принять и сохранить тот потенциал, который она получила от отца: «А Мария сохраняла все слова сии,
слагая в сердце своём».
«И матерь Его сохраняла все слова сии
в сердце своём». (Лук.2:19 и 51).
Но возникает при этом вопрос. Почему в таком случае эта буква… квадратная? Что разве утроба матери или сердце (которое, кстати, у Даля называется грудным чревом) квадратные? В каком смысле не рассматривай и не представляй вместилище для сохраняемого внутри плода, как-то меньше всего при этом на ум приходит форма квадрата. Всем ведь известно, что и сердце и утроба имеют эллипсовидную, мешкообразную форму? Что-то тут еврейский язык нас совсем запутал: рисует нам какие-то странные образы. Ещё бы солнце квадратное нарисовал – вот бы все обхохотались!
Но мы то с вами не будем так скоро смеяться, но обратим вначале внимание на один давно и хорошо известный нам евангельский эпизод. Позвольте вам напомнить его в стихах:
Двенадцать полных коробов
Апостолы собрали
Двенадцать полных коробов
И полных семь корзин
Короба квадратные
Чистые, опрятные,
Не мешки и не горшки
Иисусу принесли
И корзины полые,
И Господь наполнил их,
Радостью наполнил их
Из Своей руки.
Ну да, коробы и корзины, мы это помним. И, собственно, что? А то, что в этих русских словах какой-то интересный корень? Ой, опять это самое «кор»?
На языке латинском, к которому мы тоже иногда, по ходу дела, будем обращаться, слово «cor» значит сердце. Отсюда вышло и английское core означающее, между прочим, следующее:
1) средняя внутренняя часть чего-л.
2) сердцевина, ядро ( плода ); ядро ( небесного тела )
3) глубинная, внутренняя, сокровенная часть; суть, сущность
4) (прил.) основной, центральный.
Но каким же образом всё сие может быть связано с квадратом?
Что за квадратное такое сердце, вместилище нарисовала нам эта конечная буква мэм?
Тут мы должны обратить внимание на один немаловажный аспект. В Писании чётко прослеживается грань, разделяющая две вещи: ветхое и новое. Ветхое есть то, что принадлежит к нынешнему мироустройству, новое же есть то, что относится к жизни будущего века, к Пакибытию. Есть Ветхий Адам, и он «смертию умрёт», есть же и Новый Адам – Человек Иисус Христос, пребывающий Вечно.
Есть ветхая земля и ветхое небо, и есть новое небо и новая земля.
Есть ветхий завет и есть завет новый, вечно пребывающий.
Всё ветхое есть явление преходящее, относящееся к той жизни, которая предана смерти и тлению, вследствие чего о ветхом и новом так Сказано:
« Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».
(Евр.8:13)
Ветхое творение пало, оно уходит, убегает, оно сворачивается в свиток, оно готовится к погребению в генизу . Оно есть нечто подобное молочным зубам, служащим до времени, но затем вынужденным выпасть и уступить место новому, пребывающему всю жизнь. Посему Бог наш и изрёк:
«Се, творю всё новое»
Это древнее русское «се» для меня почему-то никак не хочет заменяться никаким современным аналогом, никаким «вот».
Потому что «Се» на иврите – это агнец, ягнёнок. И понятие «нового» нераздельно связано с этим Агнцем, как бы закланным.
Нет ничего нового без Него, всё новое творится исключительно через Него. Всё Новое убегает вместе с Агнцем на гору Вечную, они есть серна и Молодой Олень на горах бальзамических. Всё «ветшающее и стареющее» преследует их, как преследовал помазанный Богом, но Им же и отверженный ветхий Саул новопомазанника Давида.
Но есть ещё одна вещь, радикально различающая ветхое и новое. Всё ветхое, весь этот hаолам (если кому-то послышалось «хлам» , то, может быть, и не случайно) имеет в своём основании круг.
упаковка кошерного сыра
Следует заметить, что уже на уровне элементарных частиц, этот мир устроен на принципе круга (шара, эллипса – не суть). Его молекулы, атомы – это такие шарики, постоянно вращающиеся и бегающие по круговым, эллиптическим (а может, эпилептическим?) орбитам.
Те же самые принципы и в устройстве Вселенной: мы видим те же самые формы планет, звёзд, те же самые траектории движения звёздных тел и даже целых галактик. Круг и его циклическое (круговое) вращение являются краеугольным камнем, принципом устроения нынешнего века, действующим как в микрокосме элементарных частиц, так и в макрокосме всей Вселенной. И этот мир является ветхим, он пал, он не выдержал экзамена, он заразился смертью. А главное: он утратил, вернее, извратил некий Образ, в гармонию с которым он должен был придти. Не будем спешить с однозначными выводами, но задумаемся: не могло ли падение сие отразиться и на всём внешнем виде его, включая какие-то глобальные принципы и формы его устроения? Но кто-то возразит: к чему вы это клоните, - не Он ли и «проводил круговую черту по лицу бездны»? (Прит.8:27) и не радовалась ли при этом Премудрость «веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». (Прит.8:31). Относительно второго места следует только отметить, что здесь в оригинале не стоит слово «круг», но תֵבֵל [тэвэль], что, собственно, значит «смесь, разнообразие». В этом разнообразии форм животного и растительного мира, и во многих других аспектах разнообразия, Премудрость находила определённую радость. Так что тут речь идёт вообще не о круге. Что же касается проведения круговой черты, так она была в определённом смысле вынужденной мерой, имеющей цель ограничить, заключить в определённое кольцо разбегающуюся и расширяющуюся тьму. Эта круговая черта соответствовала глубинной природе самой этой тьмы, образно говоря, колечко подбирают под пальчик, а не пальчик под колечко. Бог не совершает насилия, «он никого не угнетает»:
Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он [никого] не угнетает .
Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!
(Иов.37:23,24)
Да, это Дух Божий «носился над водою», это Он проводил круговую черту по лицу бездны, но уже была тьма, которой нужно было поставить границы и заключить в формы, ей соответствующие. Вот здесь следует вспомнить о том Принципе, который Записан в Послании к Евреям:
Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
(Евр.8:7)
Из этого вполне можно усмотреть то, что Бог, творя (букв. «вырезывая») нынешнюю Вселенную, уже усматривал недостатки ныне существующего мироздания, поскольку в принципах творения прослеживалась необходимость ограждения, охраны от уже существующего натиска тьмы. (Вспомним, что и Адаму Бог повелел уже «хранить, охранять» Сад). И в формах и принципах первичного бытия прослеживается некая «обтекаемость», некая уступка существующему положению вещей, некое отличие от Изначально Задуманного. Эти формы и принципы несут на себе отпечаток Божественного снисхождения уже сложившемуся положению дел.
Дух Божий проводит не совершенные, но оптимальные, актуальные формы, соответствующие возникшей внутри стихии.
Этот же самый принцип допущения, позволения, принцип снисхождения к несовершенству будет прослеживаться и в проекции Ветхого и Нового Творения – Ветхом и Новом Заветах.
Особенно хорошо это можно увидеть в этих Словах:
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
... Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
(Матф.19:7,8)
То есть были некоторые причины, которые подвигли Бога на утверждение вещей, заранее несовершенных в Его очах и шли вразрез с Изначальным Замыслом. И это было вызвано Его качеством, прямо противоположным тому, что явилось причиной такого Его шага: в ответ на жестокосердие стихии Он проявил Своё милосердие, Свою снисходительность её текущей природе.
Это Его Любовь: она не отвечает злом на зло, но только добром.
Итак, Дух Божий Сам описывает круговую черту, и творение принимает соответствующие формы, и во Вселенной утверждаются соответствующие принципы мироздания. Он не подтягивает творение тотчас под Свой изначальный замысел, не насилует его, но Снисходит к оптимальному на сей момент решению вопроса. И та вселенная, которую мы видим сейчас со всеми её законами, принципами и формами – суть результат Проявленного Им Его Божественного снисхождения, допущения, позволения.
Это не Его произволение, не Его изначальный замысел, как хотело бы приписать ему сердце фарисея:
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
(Мар.10:2)
Позволительное, допущенное никогда не отвечает полностью желанию Позволившего, оно всегда есть снисходящая, временная мера. Позволение вовсе не тождественно Благоволению, оно всегда не соответствует изначальному замыслу позволившего и смотрит вдаль, предвидя будущие радикальные перемены.
Какая же форма должна была лечь в основу Мироздания уже не по Позволению, но по Благоволению? Говорит ли нам что-либо об этом Писание? Давайте проследим вначале за такими, довольно странными местами:
... И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
(Откр.7:1)
Ту же иллюстрацию можно увидеть и в Откр. 20:7.
Что за странные описания? Какие же «углы» есть у Земли?
Вот уж, пожалуй, прекрасный эпизод для глумлений Емельки Ярославского или же Лео Таксиля в его «Забавной Библии». Я не читал эту мерзость, но удивился бы, если б автор вышеупомянутого «труда» обошёл этот эпизод своим вниманием. Вот уж и вправду был бы повод обвинить авторов Писания в крайнем невежестве и интеллектуальной тьме. Да и мы с вами достоверно же знаем: никаких таких углов у Земли нет, она круглая, шарообразная, чуть приплюснутая на своих полюсах, - что мы, в школе, что ли не учились, в самом-то деле? Школа нам дала много верных, объективных знаний, утвердила нас в полной правоте левого полушария.
Но Бог, как мы вспомним из Писания, смотрит не на лицо, но на сердце. То есть он смотрит не на видимое, существующее ныне положение вещей, но на сокрытое ныне от очей. Он смотрит на то, что Он изначально предначертал и к чему непременно всё придёт, в установленное Им время.
Поэтому-то Бог наш именуется
«…Называющим несуществующее как существующее».
(Римл. 4:17)
Никаких углов ныне у Земли не видно и не существует, но Бог говорит так, как будто они уже существуют и как будто Земля уже имеет иную, совершенно отличную от нынешней Земли форму.
Некогда Иешуа взглянул на богатого юношу и полюбил его. Но какого юношу Он полюбил: того ли, который спустя минуту отойдёт от Него с печалью, кутаясь в бархат своей роскошной одежды? Или же он глядел на какие-то другие события и видел какой-то другой образ этого человека?
Однако же, Земля не есть сердце, средоточие будущей Вселенной. Мы знаем, что и нынешняя Земля существует во многом благодаря тому Большому Светилу, которое постоянно заботливо опекает Землю, являясь положительным виновником происходящих на Земле жизненно важных процессов. Мы, «земляне», живём в нашем мире благодаря деятельности Солнца. Оно наш телесный светоч. От него исходят источники нашего биологического существования. В определённом смысле слова, Солнце – это столица Земли. Мы живём «под солнцем», мы трудимся «под солнцем», и всё, что ни делается на Земле, происходит, в конечном итоге, «под солнцем» (см. Еккл.).
Светило нынешнего века, разумеется, также круглое , оно представляет собой раскалённый огненный шар. И земля наша, как известно, совершает круговые вращения вокруг него, подчиняясь нынешним законам мирозданья.
Какую же форму будет иметь светило будущего века, тот Светоч, который будет служить источником всех жизненно важных процессов Пакибытия, и который будет являться, по сути, тем же самым, чем является для нынешней Земли Солнце?
…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего…
…И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…
…И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному…
…Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу…
…И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет…
(Откр.21 глава /процитированы отдельные стихи, относящиеся к рассматриваемой теме. Полное описание Города и существенная информация о возможности там быть - в Писании/ )
Вот оно, Солнце и Сердце (cor, core) будущего века и вот она, подлинная МАТЬ наша:
…а вышний Иерусалим свободен: он – матерь (אֵם ) всем нам.
(Гал.4:26)
***************
Впрочем, всё сказанное выше умом плотским не постигнуть и не представить. Мы можем лишь Милостью Его чуть-чуть приоткрывать двери будущего и подглядывать в Пакибытие, но выстраивать здесь какие-то точные представления и теории – удел глупцов.